Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую 
                среду ОВОС при выборе площадки, разработке ТЭО и проектов строительства
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Специальный проект Гильдии экологов

О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ/МАТЕРИАЛЫ ЦЕНЫ НА ОВОС ССЫЛКИ
ВСЕ ОБ ОВОС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ КОНТАКТЫ

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Все об ОВОС.


Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов
Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
РУКОВОДСТВО
от 1 января 1992 года
по проведению оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство разработано:
(а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия
на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о
развитии производительных сил*;
----------------
* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки,
технико-экономических обоснований и проектов строительства
(расширения, реконструкции, технического перевооружения)
народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм
собственности, их сметной стоимости и функционального назначения,
если другое не оговорено законодательством РСФСР.
(б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-
экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства
народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной
Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных
документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;
(в) в дополнение к действующим нормативно - правовым и
инструктивно - методическим документам, регламентирующим
проектирование с учетом требований природоохранительного
законодательства Российской Федерации*;
----------------
* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.
(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой
странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года
(Финляндия);
(д) Управлением экологических нормативов и методического
обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы
Минприроды РСФСР;
предназначено для:
(а) организаций - заказчиков проектной документации
(инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по
предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий
реализации намечаемой деятельности;
(б) организаций - разработчиков проектной документации
(подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению
экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;
(в) органов государственного контроля (и надзора) в области
природопользования и охраны окружающей среды;
(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к
проведению ОВОС;
(д) заинтересованных общественных организаций и лиц,
принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов
ОВОС на всех стадиях проектирования;
(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы
проектов и смет;
определяет:
(а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия
хозяйственных решений;
(б) принципы ОВОС;
(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;
(г) порядок проведения общественных слушаний;
(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;
(е) порядок оформления результатов ОВОС.
1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования
является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ
и потерь экологического, экономического и социального характера,
связанных с хозяйственным развитием;
(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:
(а) недопущению деградации окружающей среды;
(б) обеспечению социально-эколого-экономической
сбалансированности хозяйственного развития;
(в) улучшению условий жизни людей;
(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных
неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого
или приемлемого уровня.
1.3 Понятия, термины и определения
1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:
----------------
* Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие
факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт,
исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления
последствий для общества (через изменения вышеперечисленных
факторов) в условиях социально-экономического и культурного
развития.
(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:
(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной
деятельности;
(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих
воздействий;
(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в
окружающей среде;
(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных
альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе
социально-эколого-экономических оценок каждой из них;
(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты
проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла
на различных стадиях проектирования;
(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны
представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей
развития и их последствий для общества со взвешенной
социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков
каждой альтернативы.
1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или
периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по
отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.
1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или
необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в
результате оказанных воздействий.
1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом
(человеком или определенной социальной группой) изменение в
окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого
субъекта.
1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование
этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять
(предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных
решениях экологические и связанные с ними последствия реализации
намечаемой деятельности.
1.3.6. Процедура понимается как последовательность
организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС
являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования
на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены
на государственную экспертизу, в том числе государственную
экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной
документации.
1.4. Принципы ОВОС
(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических,
технических, социальных, природоохранных, экономических и других
показателей проектных предложений;
(2) альтернативность проектных решений, формирование новых
вариантов;
(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений
на самых ранних этапах проектирования;
(4) доступность информации по проектным решениям для
общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;
(5) ответственность заказчика ( инициатора) деятельности за
последствия реализации проектных решений.
1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является
обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в
приложении 2 к настоящему Руководству.
Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень
(Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления
о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о
целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС
принимается государственными органами власти, управления и контроля
(надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании
оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой
деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).
2. Ответственность участников проведения ОВОС
2.1. Заказчик несет ответственность за:
(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;
(2) учет и представление результатов ОВОС в составе
предпроектной и проектной документации в государственные органы
контроля;
(3) экологические и связанные с ними последствия реализации
проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции,
расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации
хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС
и связанных с ними необходимых изысканий и исследований.
Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах
расходов на разработку предпроектной и проектной документации.
2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:
(1) контактов с государственными органами власти, управления и
контроля;
(2) общественных слушаний проектного замысла.
2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику)
имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с
ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных
действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга,
анализа медико-географической обстановки и послепроектного
экологического анализа.
2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в
составе предпроектной и проектной документации на государственную
экспертизу, в том числе экологическую.
2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при
реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех
условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.
2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной
документации несет ответственность перед заказчиком за:
(1) соблюдение всех процедур ОВОС;
(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов
проведения ОВОС.
2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к
проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за
достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.
2.4. Государственные органы контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность
перед государственными органами власти и управления за
своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение
предпроектной и проектной документации, содержащей результаты
проведения ОВОС.
3. Общий порядок проведения ОВОС*
----------------
* Смотри приложение 3.
3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой
деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях",
которое:
(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру
намечаемой деятельности;
(б) представляется в государственные органы власти и управления
(по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую
подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой
деятельности на возможных площадках ее осуществления.
----------------
* Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком
возможных площадок или землеотводов.
3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:
(1) заказчиком намечаемой деятельности;
(2) подрядчиком (разработчиком);
(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по
проведению ОВОС.
3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:
3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на
окружающую среду" ("проект ЗВОС").
3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы
власти, управления и контроля.
3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и
исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах
власти, управления и контроля.
3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам
изысканий и исследований.
3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.
3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта
строительства хозяйственного объекта или комплекса.
3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и
целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной
площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из
сформированного понимания экологических и связанных с ними
последствий ее осуществления.
4. Разработка "проекта ЗВОС"
4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:
(1) заказчика проектной документации;
(2) государственных органов:
(а) власти;
(б) управления (в том числе в области регулирования
природопользования);
(в) контроля (в том числе органов экологического контроля).
4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:
(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и
разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок
для ее осуществления;
(2) выбора принципиальных инженерных, технологических,
архитектурно - планировочных и других проектных решений в рамках
намечаемой деятельности;
(3) получения условий на проектирование в органах власти,
государственного управления и контроля.
4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой
возможной площадки и включает:
4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных
особенностях окружающей среды на территории в районах возможных
площадок для осуществления намечаемой деятельности.
4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации
проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и
разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.
4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных
решений в соответствии с проектным замыслом.
4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников
и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в
районах возможных площадок.
4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды
как результатов выявленных воздействий по основным вариантам
проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или
смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам.
4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для
проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности.
4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:
4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*,
касающихся:
----------------
* Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды,
которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в
качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием,
предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота
сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся
информации и указывать области требуемых дальнейших специальных
исследований и изысканий.
(1) существующих источников антропогенного воздействия,
оказывающих значительное влияние на окружающую среду;
(2) состояния:
(а) атмосферного воздуха;
(б) поверхностных и подземных вод;
(в) почв;
(г) недр;
(д) растительного и животного мира;
(е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных
доминант;
(ж) материальных и культурно - исторических памятников.
(3) социально - экономических аспектов:
(а) инфраструктура;
(б) занятость населения и ее формы;
(в) связь;
(г) демография;
(д) жилищный фонд и т.д.
4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том
числе:
(1) описание целей, характера, средств, места и сроков
реализации намечаемой деятельности;
(2) описание возможных альтернатив, включая:
(а) варианты территориального размещения намечаемой
деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой
рассмотренных альтернатив);
(б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при
сохранении существующего характера использования возможных
площадок);
4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных
решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и
объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным
вариантам проектных решений:
(1) источники воздействия, как:
(а) элементы основной и вспомогательной технологий,
функционирование которых является причиной изменений окружающей
среды;
(б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.),
размещаемые в окружающей среде;
(в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со
строительством проектируемого объекта;
(г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы,
хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.);
(д) удаление существующих материальных объектов;
(2) виды воздействия, определяющиеся:
привносом в окружающую среду:
(а) химических веществ;
(б) радиоактивных веществ и излучений;
(в) шума и вибраций;
(г) тепла;
(д) электромагнитных излучений;
(е) визуальных доминант и т.д.;
изъятием из окружающей среды различных:
(а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных);
(б) водных ресурсов;
(в) ресурсов флоры и фауны;
(г) полезных ископаемых;
(д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как
вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);
(е) местообитаний популяций ценных видов растительного и
животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.);
(ж) культурных, исторических и природных памятников;
(з) визуальных доминант, определяющих характерный облик
ландшафта и т.д.;
(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие
показатели:
(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в
том числе с учетом возможности проявления через определенный
промежуток времени);
(б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);
(в) уровень (величина воздействия на единицу площади или
объема);
(г) продолжительность;
(д) временная динамика (непрерывное, периодическое,
кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.);
(е) пространственный охват (площадь распространения);
(ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему
классификатору опасных производств и предприятий);
(4) основные объекты воздействия:
(а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную
зоны);
(б) население, попадающее в зону воздействия (помимо
санитарно-защитной зоны предприятия);
(в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт,
исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной
зоны предприятия);
(г) социально-экономические условия жизнедеятельности
населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную
инфраструктуру, этнические особенности и т.д.
4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды
как результатов выявленных воздействий по основным вариантам
проектных решений ( краткие экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2) поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5) растительного и животного мира;
(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант,
материальных и культурно-исторических памятников.
4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или
смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в
районах возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности*.
----------------
* Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов
окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации
намечаемой деятельности.
5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС"
5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения
ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные
органы власти, управления и контроля для получения условий* на
дальнейшее проектирование.
---------------
* Наряду с техническими условиями, выданными компетентными
органами.
5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций
оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий
реализации намечаемой деятельности.
5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:
(1) в государственных органах контроля в целях определения:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) перечня условий по выполнению нормативных и других
требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем
проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;
(в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой
деятельности на окружающую среду;
(2) в государственных органах (территориального) управления в
целях:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) определения принципиальной возможности и приемлемости
предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в
зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций
использования территории в целом;
(в) перечня условий территориального развития, выполнение
которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой
деятельности в районах возможных площадок;
(г) подготовки проекта решения государственного органа власти
об условиях дальнейшего проектирования;
(3) в органах власти в целях:
(а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных
сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по
поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных
площадках*;
----------------
* Только в случае наличия существенных разногласий между
участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами
контроля и управления).
(б) принятия решения о перечне условий*, выполнение которых,
как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных
площадках.
----------------
* В перечень условий, выполнение которых необходимо при
дальнейшем проектировании, могут быть включены:
(1) существующие ограничения, связанные:
(а) с правовым статусом территории;
(б) с природной и техногенной обстановкой;
(2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том
числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для
компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае
реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;
(3) решение о нецелесообразности продолжения проведения
последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью
предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую
среду.
6. Разработка заданий на проектирование,
изыскания, исследования
Основой заданий на проектирование, изыскания и исследования
являются:
6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации
намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в "проекте
ЗВОС".
----------------
* В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой
заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В
случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все
остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из
них.
6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов
окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации
намечаемой деятельности.
6.3. Перечень условий, сформированных по результатам
рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,
управления и контроля.
7. Разработка ЗВОС
7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе
проектирования и предназначенный для:
(1) заказчика намечаемой деятельности;
(2) государственных органов власти, управления и контроля;
(3) профессиональных сообществ;
(4) экологически ориентированной общественности;
(5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой
деятельности.
7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета
обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и
связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а
также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и
разумных альтернатив проекту.
7.3. ЗВОС разрабатывается:
(1) на основе "проекта ЗВОС";
(2) по результатам выполненных:
(а) изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических,
почвенных, растительного и животного мира, социологических,
историко-культурных и т.д.);
(б) научных исследований;
(3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при
рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,
управления и контроля.
7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных "проекту
ЗВОС", содержание которых должно быть существенно расширено,
дополнено и конкретизировано по результатам изысканий, исследований
и выполнения условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении
"проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и
контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:
(1) не приводится обоснование выбора территориального
размещения намечаемой деятельности;
(2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их
предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры
по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а
также оценивается (предпочтительно расчетным путем) степень риска
возникновения возможных аварийных ситуаций;
(3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования
процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и
факторов окружающей среды (согласно перечню условий на
проектирование).
7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о воздействии
на окружающую среду" представляется Заказчиком для "Общественных
слушаний".
8. Общественные слушания ЗВОС
8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в
целях:
(1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой
деятельности или разрабатываемом проекте;
(2) выявления всех заинтересованных сторон (общественных
экологически значимых позиций);
(3) организации обмена информацией, который может продолжаться
на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных
замыслов;
(4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных
экологических и связанных с ними последствий;
(5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных
позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности;
(6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой
деятельности.
8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно
организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в
случаях ненаселенности выбранной территории - в любом доступном
месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами).
8.3. Для достижения поставленных целей могут применяться
следующие способы работы с общественностью:
(1) публикование проектных предложений в средствах массовой
информации - газеты, радио, телевидение;
(2) информационные листы и бюллетени;
(3) опросы общественного мнения;
(4) публичные слушания;
(5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика
ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями
комитетов самоуправления и т.д.);
(6) неформальные встречи с небольшими группами местных
жителей;
(7) семинары;
(8) совещательные комитеты;
(9) оперативные группы и т.д.
8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:
8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.
Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления,
подразумевающего информирование общества через средства массовой
информации и любым иным документально подтверждаемым путем по
поводу:
(а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте;
(б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений.
Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый
общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват
всех потенциально заинтересованных сторон, включая:
(а) государственные органы власти, управления и контроля
(преимущественно местные);
(б) профессиональные сообщества;
(в) экологически ориентированную общественность;
(г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой
деятельности.
8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.
Представление ЗВОС, в том числе:
(1) проектных предложений;
(2) описание состояния окружающей среды "без проекта";
(3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и
обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей
среды (согласно перечню условий на проектирование);
(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени
риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и
ликвидации последствий.
8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.
На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в
соответствии с его содержанием (см. п.7.4 и п.4.4) и на основе
сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и
представленного содержания ЗВОС.
8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".
Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания
заинтересованных сторон по поводу возможных последствий
осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых
предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.
8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.
Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания
с целью внесения изменений и дополнений разработчиком в проектные
предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний"
или проведения дополнительных исследований и изысканий.
При этом заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений
(для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или
уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними
последствий реализации намечаемой деятельности.
8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.
После доработки проектных материалов, включая меры и
мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и
связанных c ими последствий, возобновляются общественные слушания
для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные
слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых
изменений в проектные решения.
8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных
слушаний.
В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов
Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание
возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на
данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними
последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных
условиях.
9. Доработка технико-экономического
обоснования строительства объекта
9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по
выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных
слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки
осуществления намечаемой деятельности*.
----------------
* Оформление заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в
установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду или
если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от
принятых в ТЭО.
9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности,
выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе
оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются
общественности для контроля за их выполнением Заказчиком.
9.3. Доработка и оформление ТЭО.
10. ОВОС при разработке проектов строительства
10.1 При разработке проекта (рабочего проекта) строительства
нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или производства ОВОС
проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих
объектов осуществлялась без проведения.
10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых
предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых
документах, проводится в соответствии с настоящим
Руководством.
10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического
перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного
цеха или производства проводится в соответствии с настоящим
Руководством за исключением рассмотрения альтернатив по
территориальному размещению объекта.
11. Оформление результатов проведения ОВОС
11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой
деятельности с учетом вероятных экологических и связанных с ними
социальных и экономических последствий ее реализации излагаются в
специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту
строительства объекта в виде "Заявления об экологических
последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать:
(1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших
участие в проведении ОВОС:
(а) руководитель работ;
(б) координатор;
(в) специалисты, ответственные за технические разделы;
(г) специалисты, ответственные за экологические и
социальноэкономические разделы.
(2) основные результаты исследований, выполненных на всех
этапах проведения ОВОС:
(а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;
(б) технологический анализ проектных предложений;
(в) анализ природных условий территорий и существующей
антропогенной нагрузки;
(г) анализ и оценка источников и видов воздействия;
(д) выявление экологически значимых общественных позиций;
(е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым
позициям;
(3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий
и общественных слушаний ЗВОС;
(4) экологические последствия воздействий на окружающую среду,
здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые
проектными решениями;
(5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий,
изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями
экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих
обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.
11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС,
оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который
содержит:
(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4
настоящей инструкции;
(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных
органах власти, управления и контроля;
(в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных
на основании перечня условий для проектирования, сформированных по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";
(г) "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС) в
соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего
Руководства;
(д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний" в
соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;
(е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по
предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с
ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной
площадке;
(ж) описание мер по организации мониторинга проекта
строительства будущего объекта, включая участие общественности.
12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов
12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу,
представляются в органы государственной экспертизы.
12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного
заказа, представляются на экспертизу финансовых органов,
осуществляющих финансирование их разработки и реализации.
12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности
негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии
России в отношении объектов государственного заказа и вне его,
представляются заказчиками на государственную экологическую
экспертизу.
12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела
ОВОС;
(б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при
обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящим
Руководством.
12.5 Дополнительными задачами государственной экологической
экспертизы являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности,
могущей привести к значительным экологическим, экономическим,
социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления
независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных
сторон;
(б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по
экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территории;
(в) разработка инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по проведению ОВОС.
Приложение 1
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
инструктивно-методических материалов по
проведению оценки воздействия на окружающую
среду, утвержденных в отраслях промышленности и
согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
на 1 января 1992 года
1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских
месторождений углеводородов (ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД
39-018-90.
2. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
объектов для освоения месторождений углеводородного сырья
(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым
концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой
СССР 18 декабря 1990 года.
3. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих металлургических предприятий (ОВОСмет). Утверждена
Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30
мая 1991 года.
4. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром).
Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн
"Асбест" 18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18
апреля 1991 года.
5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена
Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР
31 мая 1991 года.
6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого
машиностроения при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и
технического перевооружения (ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем
СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991
года.
7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности
(ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года,
согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.
8. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром).
Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована
Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года.
9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду проектируемых предприятий (производств) при
разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов) на их
строительство (расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной
агрохимической ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года.
Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября
1991 года.
10. Временные отраслевые правила (инструкция) о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО
(ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и
технического перевооружения железных дорог и средств транспорта
(ОВОСЖТ).
11. Временные требования к структуре и содержанию раздела ТЭО,
проекта строительства атомной станции: оценка воздействия атомной
станции на окружающую среду. Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11
сентября 1990 года.
12. Методические указания по эколого-экономической оценке
воздействия на окружающую среду объектов гражданской авиации.
Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года.
13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения тепловых электрических станций. Согласована
Управлением экологических нормативов и методического обеспечения
Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря
1991 года.
Приложение 2
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
видов хозяйственной деятельности,
для которых ОВОС проводится в полном объеме*
----------------
* Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо (Финляндия), 25
февраля 1991 года.
1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий,
производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки
для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев
производительностью 500 тонн или более в день.
2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания
тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные
электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).
3. Установки, предназначенные исключительно для производства
или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.
4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства
и предприятия цветной металлургии.
5. Установки для извлечения асбеста и переработки и
преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении
асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000
тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с
годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении
других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в
год.
6. Химические комбинаты.
7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для
железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной
взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
----------------
* Для целей настоящего Руководства:
Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально построенную
и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не
обслуживает придорожные владения и которая:
а) имеет, за исключением отдельных участков на временной
основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлениях,
отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной
для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;
б) не имеет пересечения на одном уровне с дорогами,
железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и
в) специально обозначена в качестве автомагистрали.
Термин "скоростная дорога" означает дорогу, которая
предназначена для движения транспортных средств и въезд на нее
возможен только через развязки или регулируемые перекрестки и на
которой, в частности, запрещены остановка и стоянка на проезжей
части (проезжих частях).
8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.
9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для
внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением
более 1350 тонн.
10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической
переработки или захоронения токсических и опасных отходов.
11. Крупные плотины и водохранилища.
12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой
объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или
более.
13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или
более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.
14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте
металлических руд и угля.
15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.
16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и
химических продуктов.
17. Вырубка лесов на больших площадях.

 

 

Организации-разработчики проектов ОВОС >> 

 



Copyright © В.В.Паньков, 2002-2006

Hosted by uCoz